Главная » Статьи » Публикации |
Цели: 1. Закрепление правильного произнесения звуков «Р», «Рь» в словах, предложениях и скороговорках; 2. Закрепление умения составления слов из отдельных букв и слогов; 3. Анализ предложения (порядок слов в предложении, выделение предлога, распространение предложения); 4. Образование слов с помощью приставки «пере-»; 5. Закрепление умения определения звонкой согласной в конце слова; 6. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: 1. Пособия из картона: паровоз, пароход, матросы, пальма, бананы, горы, море, медальоны с изображением животных, Бармалей; 2. Буквы и слоги в конверте; 3. Телеграмма; 4. Игрушки: звери, доктор Айболит, кроватки для больницы; 5. Витаминки; 6. Магнитофон.
Ход занятия.
Логопед: Дети, сегодня у нас с вами путешествие в сказку. Как вы думаете, как называется эта сказка? Логопед показывает куклу - доктора Айболита.
Дети: Доктор Айболит.
Логопед: Ребята, посмотрите, доктор Айболит что-то держит в руках. Да это же телеграмма! (читает): «Приезжайте, доктор, В Африку скорей. И спасите, доктор, Наших малышей» Ребята, эту телеграмму прислали больные звери Африки. Они ждут доктора. Но путь в Африку очень опасен и доктору Айболиту одному не добраться. Давайте отправимся в Африку вместе с Айболитом. Согласны?
Дети: Да.
Логопед: В пути доктора Айболита сопровождают звери и птицы. А какие именно, мы сейчас узнаем. Логопед раздает детям таблички с буквами и слогами. Дети составляют слова: рак, ворона, корова, зебра, барсук, тигр, крот, кролик, комар и т.д. (все слова содержат звук «Р»). Каждому ребенку дается медальон с изображением животного, название которого он выложил.
Логопед: Теперь у доктора Айболита много помощников. Вы готовы к путешествию? Тогда в дорогу. Но посмотрите, на пути доктора Айболита препятствие. Логопед ставит на пол картину или муляж, изображающие гору. Вот горы встают Перед ним на пути. И он по горам начинает ползти. А горы всё выше, а горы всё круче, А горы уходят под самые тучи.
Логопед подаёт ребёнку руку и помогает «перебраться» через гору. Каждый ребёнок при этом составляет предложение, употребляя глагол с приставкой «пере-».
Первый ребёнок: Ворона через гору перелетит. Второй ребёнок: Рак через гору переползёт. Третий ребенок: Баран через гору перепрыгнет. Четвертый ребёнок: Корова через гору перейдёт. Пятый ребёнок: Сорока через гору перелетит. Шестой ребенок: Тигр через гору перепрыгнет. Седьмой ребенок: Зебра через гору перебежит. Восьмой ребенок: Крыса через гору переползет. и т.д.
Логопед: Мы с вами благополучно перебрались через горы. А что это там шумит? На ширме картина с изображением моря. Но вот перед нами море: Бушует, шумит на просторе. А в море высокая ходит волна, Сейчас Айболита проглотит она.
Ребята, нам на помощь приплыл пароход. Выставляется пособие пароход, сделанное из картона, с прорезями для букв или картинок. Приглашаю вас занять места. А теперь надо сообщить капитану, куда мы поплывём, а матросы помогут передать это сообщение. Итак, куда плывёт пароход?
Дети: Пароход плывёт в Африку.
Логопед: С помощью матросов мы составим предложение «Пароход плывёт в Африку» Ребёнок из картонных человечков-матросов выкладывает на пароходе схему предложения из четырех слов. Называет предлог и обозначает его маленьким человечком. Далее предложение распространяется: - Какой пароход? – Большой (красивый, белый); - Какая Африка? – Жаркая, далёкая. Дети вставляют новые слова (человечков) в предложение. Логопед: Что у нас получилось?
Дети: Большой белый пароход плывёт в далёкую жаркую Африку
Музыкальная пауза. Пароход с детьми «плывёт», плавно покачиваясь в такт музыке. Подплыли к берегу. Логопед выставляет пособие «Паровоз» с выложенным в окошках словом «парово з /с»
Логопед: Ребята, этот паровозик привезет нас прямо в Африку. Но паровоз отправится только в том случае, если мы правильно определим последнюю букву в слове «паровоз» - «з» или «с». Что нам надо для этого сделать?
Дети: Надо подобрать проверочное слово – паровозы. Ребёнок вставляет букву «з» и читает слово «Паровоз».
Логопед: Дети, занимайте места в вагончиках, наш паровоз отправляется.
Музыкальная пауза. Дети, построившись паровозиком, двигаются по залу. Останавливается паровоз возле пальмы. Под пальмой сидят больные звери (игрушки). Их охраняет Бармалей.
Логопед: В Африке разбойник, В Африке злодей. В Африке ужасный Бар-ма-лей!
Бармалей: Кто посмел нарушить мой покой?!
Логопед: Уважаемый Бармалей, дети вместе с доктором Айболитом приехали, чтобы вылечить больных зверей. Пропусти нас пожалуйста.
Бармалей: Я пропущу вас, если вы выполните моё задание. Видите пальму? На ней висят спелые бананы. На каждом банане я написал начало скороговорки. Вы должны вспомнить все скороговорки и красиво их рассказать. И если мне понравится, я разрешу вам пройти к зверятам.
Логопед раздает детям бананы (из картона). Каждый ребёнок по очереди читает начало скороговорки, написанной на банане. Вспоминает и рассказывает всю скороговорку. После этого ребёнок берет «больную зверушку» (игрушку) и уносит в «больницу».
Скороговорки: 1. Рано-рано два барана… (Застучали в ворота: Тра-та-та, тра-та-та, Открывайте ворота)
2. Ехал Грека через реку… (Видит Грека - в речке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап)
3. Вёз корабль карамель… (Наскочил корабль на мель, И матросы три недели Карамель на мели ели)
4. На дворе трава… (На траве дрова, Не руби дрова На траве двора.)
5. Мы с Тамарой ходим… (парой, Санитары мы с Тамарой)
6. Посмотрите на Иринку… (Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочку в корзинку)
7. У мышки в норке… (сыра корки)
8. На горе Арарат… (растёт крупный виноград)
9. Все бобры добры… (для своих бобрят)
Дети с больными зверями в больнице. Логопед лечит детей и раздаёт таблетки (витаминки):
Десять ночей Айболит Не ест, не пьёт и не спит. Десять ночей подряд Он лечит несчастных зверят. И всем по порядку Даёт шоколадку, И ставит, и ставит им градусники.
Вот и вылечил он их, Лимпопо, Вот и вылечил больных, Лимпопо. И пошли они смеяться, Лимпопо, Танцевать и баловаться, Лимпопо.
Дети вместе со зверушками танцуют под музыку.
Логопед: А теперь, ребята, доктору Айболиту надо ехать в другую страну лечить зверей. Давайте попрощаемся с гостями и проводим доктора Айболита.
Список литературы:
1. Чуковский К.И. «Доктор Айболит», «Бармалей». | |
Просмотров: 708 | |
Всего комментариев: 0 | |