Стадии речевого развития


1. От рождения до 8 недель. Рефлекторные звуки.
2. 0т 8 до 20 недель. Появляются гуление и смех. В гулении преобладают гласные звуки. Но к концу 2-й стадии появляются и согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, то есть идёт своеобразная тренировка речевого дыхания. На этой стадии появляется и первый смех. Через 20-30 минут после пробуждения можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребёнка или короткие рифмованные строки.
3. От 16-20 до 30 недель. Появление лепета. Малыш начинает произносить сочетания согласных с гласными (ба-а, ма-а, та-а и т.п.).
4. От 20-30 до 50 недель. «Расцвет» лепета. Ребёнок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, да-да, па-па, ма-ма). Лепет приобретает социализированный характер: кроха лепечет при общении со взрослыми, повторяет за ними. В этот период можно развивать подражательную деятельность играми «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку» и др.
5. От 9 до 18 месяцев. Лепетные звуки отличаются разнообразием. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу переходят к произнесению слогов, у других этот период затягивается, и ребёнок для выражения своего состояния и переживаний использует «псевдослова», не имеющие определённого значения.
Малыш интенсивно начинает понимать обращенную речь, устанавливает и поддерживает контакт со взрослым посредством игрушек, ярких предметов. Избирательно относится к предметам, предлагаемыми взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.

Внимание!
• Недостаток общения может значительно задержать развитие речи.
• Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска.
• Если ребенок не использует фразовую речь к 30 месяцам жизни, родители должны обязательно консультироваться с логопедом и детским неврологом или психоневрологом.
• Логопедическая гимнастика для детей в возрасте до трёх лет не рекомендуется — в этот период идёт формирование органов артикуляции.

Способствует развитию речи:
• ранний отказ от пустышки;
• переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка);
• эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.);
• развитие общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука — раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу);
• игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс;
• рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т.д.

Основания для беспокойства:
• 0 - 6 месяцев. Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; отмечается недостаточная интонационная выразительность крика, отдельные вскрики, всхлипы, произносимые на вдохе, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
• 7 - 10 месяцев. Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), носовой оттенок лепета; невыполнение простых словесных команд, отсутствие простых подражательных игровых действий.
• 10 - 12 месяцев. Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.
• 1 - 2 года. Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (такая остановка может быть и при нормальном речевом развитии, но не дольше полугода после появления первых трех-пяти слов). При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть слова вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова (например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб).
• 2 -3 года. Ребенок называет предметы только в конкретных ситуациях, как правило, после образца взрослого. Использует в общении только жесты, движения, требовательные возгласы. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, пользуется отдельными словами, не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: "Аня хочет нет" - Я не хочу. Прибавляет к основе слова гласный звук после согласного, например: мальчик - "матика", кот - "котика", мяч - "мяса". Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "Я"). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.
• 4 - 7 лет. У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья...; затрудняется заменить слово синонимом: собака - пес, смотреть - глядеть ...; подобрать к слову антоним: сахар - соль, холодный - горячий, улыбаться - хмуриться... Ребенок не активен в речевом общении. Не может связно рассказать о происходящих событиях.
• После 5 лет основания для беспокойства - неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.